Строительство моста на реке Зея вблизи Свободного приближается к завершающему этапу. Остался практически год до запуска уникального сооружения в эксплуатацию. Как мы уже рассказывали, железнодорожный мост сталинской постройки скоро сменит на чётном направлении стальной магистрали современный. Масштабный объект начали строить в 2015 году и планировали потратить на его возведение пять лет. Но основной объём работ уже в 2018-м году будет выполнен. А во втором квартале 2019-го состоится торжественное открытие движения.
На днях стройку в очередной раз посетил заместитель начальника дирекции по комплексной реконструкции участка Карымская - Забайкальск Сергей Рыбаков. Вместе с руководителем проекта УК «Бамстроймеханизация» Никитой Поповым он вновь проверил ход работ и дал им положительную оценку.
Мы уже рассказывали, что протяжённость моста в целом составит 3 километра 294 метра. Он будет состоять из девяти пролётов, часть из которых уже установлена и придаёт очертания весьма массивной конструкции.
Строящийся и старый «сталинский» мосты находятся в нескольких метрах друг от друга. После того, как новый мост начнёт пропускать поезда, старый будет демонтирован. Пока сроки не оговариваются. Никита Попов рассказал нам, что процесс демонтажа не менее масштабен и должен выполняться в зимнее время. Мост с помощью спецтехники боком завалят на лёд, разделят на части и вывезут.
В самом начале на площадке велись работы по сооружению временных дорог и подготовке территории строительства.
Сейчас, как рассказал Никита Попов, на береговой линии строятся инфраструктурные объекты для обслуживающего персонала и военизированной охраны. Объект будет, конечно, охраняемый. Строятся караульные помещения, гаражи для транспорта, в том числе катера, который будет необходим для ремонтных работ на воде, и пожарные резервуары:
- Построим всё необходимое для обеспечения рабочего и обслуживающего персонала. Строятся и подъездные дороги, которые даже в случае подтопления будут обеспечивать подъезд к данному объекту. Здания и сооружения возводятся и на левом, и на правом берегах. Из восьми основных зданий на правом берегу шесть на 50-60 процентов уже построены. На правом берегу казарма для охраны, караульное помещение, гараж, ангар для катера, виварий для собак, кормокухня и КПП. По левому берегу - караульное и оружейное помещения, 2 КПП и виварий.
К концу года планируем полностью завершить основные работы на данных зданиях по отделке и системе связи. В дальнейшем будет обустроен охранный периметр и установлено видеонаблюдение. На данном объекте здания более капитального заложения. Будет полностью обустроена инфраструктура данных объектов.
Мы попросили назвать основные отличия старого и нового мостов. Никита Попов рассказал следующее:
- Разница с мостами прошлых десятилетий в том, что сейчас применяются более совершенные стали, специальные, именно для строительства такого уровня. И основное отличие в том, что ранее мосты крепились на болтовых соединениях и клёпках, которые было тяжело менять. Сейчас всё быстрее, поскольку используются только болтовые соединения - это технологически удобнее и увеличивает скорость их замены в случае необходимости. Клёпки ушли в прошлое.
В прошлый раз мы были на строительной площадке в ноябре. К маю здесь произошли заметные перемены. Их отметил и Сергей Рыбаков:
- В летний период идут самые ударные работы, но строители и зимой не сидели. Активно работали по опорам, из воды уже вышли - работы ведутся наверху. С октября из 10 опор было готово 7,5, а на сегодня - закончили все 10 на 98 процентов. Осталась покраска и обстройка опор.
По финансированию задержек не было, все строительные материалы на площадке. По плану у нас было предусмотрено порядка полутора миллионов рублей на 2018 год, строители практически вышли на завершение всего объекта за исключением мелких сопутствующих работ. На 2019 год не такие большие средства остаётся освоить - порядка 400 млн рублей. К декабрю 2018 года планируем завершить всю сборку пролётных строений и опустить их на опорные части. А затем приступить к укладке безбалластного мостового полотна. Сейчас работают мостовики по сборке двух пролётных строений - идут навстречу друг другу с противоположных берегов Зеи. Через месяц сюда зайдёт организация, специализирующаяся на установке контактной сети. Задел для неё обеспечен. Как только энергетики дадут фронт работ, зайдут путейцы - ориентировочно в августе, у них работа не сезонного характера, так что справятся с задачей. Основной конструктив к концу года планируем выполнить.
На 2019 пусть остаётся укладка бесстыкового пути - 3 км 200 метров. По общестрою планируется выполнить в этом году максимум. Отделочные и косметические работы останутся на следующий год.
Открытие планируется во втором полугодии 2019-го. Останутся пусконаладочные работы, благоустройство, видеонаблюдение, пожароохранная сигнализация. Ждём катер, он ещё не прибыл. Пока будет находиться на складе, а после приёмки моста задействуем его на водных ремонтных работах.
Сейчас на объекте работают 147 человек в две смены. Основные работы ведутся наверху.
Мы вновь прошли к центру стройки по временному рабочему мосту. Шестиметровая высота от уровня воды уже ощущалась. Большой же мост возвышается от уровня воды на 25-27 метров. И на самой вершине отважно работают люди.
Строителями было принято решение для ускорения строительства и монтажа с рабочего мостика строить выносные площадки, на которые заезжают краны и возводят конструкции в навес. Всего таких площадок будет 5.
Осталось установить три пролёта моста, в числе которых русловые пролёты 2-3 и 3-4. Каждый 127 метров длиной и состоит из 9 300 элементов - это, по сути, два вагона гаек и прочих составляющих.
Как рассказал Сергей Рыбаков, работы идут в штатном режиме:
- В целом строительство идентично старому, смещение нового сооружения составляет всего порядка 25 метров относительно старого моста. Но это новый, современный, технологичный мост с увеличением нагрузки 30-32 тонны на ось. Всё идёт в штатном режиме. Ведётся сборка пролётных строений, поставка материалов, контактной сети, элементов верхнего строения пути. Для опережения темпов работ идём со сборкой и с правого, и с левого берегов одновременно, и в 2019 году по нашему мосту пойдут поезда.
Запас прочности большой. Срок службы моста по нормативам 75 лет, но, думаю, он простоит гораздо дольше. Всё на высоком уровне, и, кроме того, заключён договор со специализированной организацией, которая помогает нам строго следить за качеством, чтобы мост был прочным и долговечным.
Как рассказали наши гиды по стройке, от открытого накануне Крымского моста Зейский практически ничем не отличается. Контурные блоки, пролётные ж/д строения и прочие конструкции изготавливались на одних и тех же заводах в Тюмени, Улан-Уде, Омске. Так что процедура открытия Зейского моста может быть не менее торжественной, чем его стального брата.
Фото Анны Казаковой.
Если бы он сгнил, то его бы закрыли. А на сегодняшний день по нему ежедневно проходят сотни составов с нагрузкой 25 тонн на ось.
Что толку с того моста для района, если закрыли пригородное сообщение, а сталинский мост не хотят переделать под автомобильный. Ценности для нас местных жителей никакой. Нам и со старым было ни тепло ни жарко последние 6 лет, как буржуи решили что быдлу нечего кататься задарма по их железной дороге.
Злые языки говорят, что сталинский мост сгнил, как сама советская власть.