26 ноября жители Свободного могли проверить свои знания, приняв участие в 3-м международном географическом диктанте. На это решились в основном только школьники. Наш корреспондент был едва ли не единственным представителем старшего поколения. И признался, что мероприятие ему очень понравилось.
Фойе средней школы № 1 напоминало предвыборную кампанию или приёмную комиссию — за столами регистрировали прибывших старшеклассницы в белоснежных фартуках, и на мой вопрос ответили, что к полудню пришло проверить знания по географии 75 человек, в основном юноши и девушки. Представителям более старшего поколения, наверное, не захотелось отрываться от дивана в выходной день, а может, просто было страшновато — с годами знания всё же забываются. А зря. До жюль-верновского географа Жака Паганеля нам ещё ой как далеко, но фонвизинского Митрофанушку мы всё-таки обскакали.
Учитель географии Кулинич Светлана Викторовна рассказала нам, что вопросы будут в основном по географии России, немного — по зарубежным странам. Будет использоваться мультимедийный экран, но надписи мелковаты, поэтому вопросы зачитываются вслух. На ответ даётся одна минута, и результаты каждый может узнать индивидуально на сайте Русского географического общества после Нового года. После экзамена все ответы сканируются, отправляются на сайт РГО, и будет объявлен общий результат по стране. По регионам — только по количеству участников. И, конечно, результат будет сравниваться с прошлогодним. В этом году желающих в два раза меньше. Возможно, и из-за недостатка информации.
Сиденья в актовом зале напоминали кресла самолётов с удобными откидными полочками-столиками. Светлана Викторовна приветствовала участников, ознакомив с условиями проведения диктанта и вопросами, с правилами заполнения бланков: регион, пол, возраст, образование,сфера деятельности (?!) и т.д. Первые пять минут продолжали подтягиваться опоздавшие участники. На заполнение бланков ушло минут пять. Затем прозвучало предупреждение о нежелательности использования смартфонов, подсказок и прочего. Но, в принципе, повода для особых волнений не было.
На первый вопрос, каким прибором можно зафиксировать колебания земной поверхности при землетрясениях или взрывах, думаю, ответили все, кто смотрел ужастик «Дрожь земли». О сейсмографах мы знаем со школьных лет, но судороги «шарика» мы ощущаем, когда от толчка зазвенит посуда и качнётся люстра, а об ядерном взрыве мы просто не успеем узнать... Дальше — немного сложнее: что такое глобализация? Ну, этот вопрос для старшего поколения не очень сложен, все мы помним зарубежные митинги антиглобалистов в программе «Международная панорама». Нас трудно запугать и запутать. Но дело в том, что все вопросы давались в виде тестов, чтобы сбить с толку — на каждый вопрос по три-четыре возможных ответа. Как говорится, ухо надо держать востро!
Название атомной электростанции России, расположенной в европейской части России севернее полярного круга; к какой языковой группе относятся те или иные народы, - вопросы чуть сложнее. Уже на первом десятке вопросов то тут, то там «экзаменующиеся» начали ронять на пол смартфоны, кто-то шёпотом пытался вызвать «карманного Хоттабыча»: «О`кей, Гугл!», но в большинстве своём ребята надеялись на собственный интеллект и полученные в школе знания. Тем более что во многих регионах России, более близких к столице, разрешалось пользоваться планшетами и смартфонами, а на ответ давалось целых две минуты. Отсюда вывод: НАШИ - УМНЕЕ! По оживлению в рядах стало ясно: все узнали «парнокопытное, занесённое в «Красную книгу», хотя сайгак был снят в таком ракурсе, что не был похож сам на себя!
Было множество вопросов - о почвах, на которых растут виноградники, о годовой добыче нефти, географических открытиях, путевых заметках знаменитых путешественников... Был яростный спор шёпотом, кому принадлежали строки о монгольских степях и мёртвом городе — В.К. Арсеньеву или Н.М. Пржевальскому (предпочтение было отдано последнему). И растение исконно степное угадали — ковыль, воспетый Александром Блоком в поэме «Скифы». Все, без сомнения, узнали капитан-командора Витуса Беринга, истинный облик которого удалось восстановить русским антропологам. Ребятам пришлось работать с географическими картами, снимками земной поверхности из космоса, вспомнить расположения залежей полезных ископаемых, историю Соловецких островов.
Три десятка вопросов — это сложновато, пожалуй, даже для географа со стажем, тем более что тестовая система с порой полудюжиной предполагаемых ответов скорее запутывает, превращая «экзамен» в лотерею. Но паники и отчаяния на лицах учеников не было, - всё-таки не ЕГЭ, и географический диктант для них был чем-то вроде интеллектуальной игры. Тем более что были и откровенно шуточные вопросы: «В каком городе установлен памятник Холостому Парню?»... На этот вопрос могли бы ответить сразу, если бы пришли, те, «кому за 70», вспомнив песню из фильма своей юности: «Огней так много золотых на улицах Саратова. Парней так много холостых...». Интересно, кто подготавливал вопросы? Они бы ещё про памятник Чижику-Пыжику в Питере спросили!
А если честно, было интересно. Вспомнились наши уроки географии в старом здании школы № 1, учительница — Александра Ивановна Панова, дневники, в которых были и пятёрки, и двойки, и учебники, которые можно было читать как книги! Но ведь в принципе ничего не изменилось. Бумажные шпоры заменил Гугл, трещащий кинопроектор — мультимедийная установка, да и книга никуда не делась, став электронной. И, как бы мы ни ворчали на подрастающее поколение, во многом они - «продвинутее» нас.
Так пожелаем же им удачи!
Фото Анны Казаковой.