19 августа в затоне речного порта состоялись учения понтонно-мостового батальона железнодорожного соединения, которым командует подполковник Михаил Левин. Ещё раньше части соединения, офицеры управления и оперативная группа были подняты по тревоге и в установленные сроки убыли к местам развёртывания.
Приятно наблюдать, как с каждым годом крепнет мастерство воинов. Пять лет назад со сменой руководства вместо надуманных вводных стали ставить осмысленные задачи, главной из которых, условно говоря, было обеспечение в любую погоду зимой или летом запуска двигателей всех автомашин и автотракторной техники, с тем чтобы эта самая техника пришла в движение и, покинув парки, ушла к местам концентрации или оперативного предназначения. Когда такая задача была поставлена перед батальонами в первый раз, то многие скептики всерьёз утверждали, что такое при современном уровне боевой подготовки воинов невозможно.
В реальности же задачу удалось выполнить, затратив на всё про всё два часа. А потом упорными тренировками, разумным использованием времени и маршрутов движения, обучением личного состава удалось и вовсе свести потери времени к нулю. Теперь части соединения выходят по тревоге в чётко оговорённое нормативами время.
Но «убежать» из мест постоянной дислокации, дабы не попасть под удар противника, - мало. Требуется ещё выполнить задачи по штатному предназначению. Особенно это касается частей постоянной готовности.
- По замыслу учений, противник ударом высокоточного оружия вывел из строя железнодорожные мосты через реку Зея. Подразделениям понтонно-мостового батальона предстоит произвести наводку наплавного железнодорожного моста из стоящего на вооружении соединения имущества НЖМ-56, - рассказывает ВрИО заместителя командира бригады старший инженер майор Александр Мосеев. - В район выдвинулся личный состав отдельного понтонно-мостового железнодорожного батальона под командованием подполковника Виктора Тарасевича.
НЖМ-56 - это наплавной железнодорожный мост. Его можно развернуть в любом месте, где есть водная преграда и существует необходимость восстановления железнодорожного движения. Мост - штука сложная. Состоит из понтонов и собственно железной дороги. Одновременно по нему двумя потоками могут двигаться ещё и автомобили или иная военная и гражданская техника.
- Проблема в том, что вот этих ребят мы сегодня обучили, они стали мастерами по сборке-разборке моста, а осенью они уволятся. На следующий год нам снова придётся учить новичков. А если бы парни служили не год, а по-нормальному два, то вот эти уже ставшие специалистами воины передавали бы свой опыт. Таким образом была бы обеспечена смена поколений, - делится проблемой старший инженер понтонно-мостового батальона майор Павел Саломатов.
Что ж, Павлу Владимировичу виднее. Он лично собирает НЖМ уже, наверное, пятый, а может, и шестой раз.
Работа идёт полным ходом. Собственно, мост уже давно собран, и воины только демонстрируют сборку, выгоняя с помощью буксиров приблизительно двадцатиметровый кусок выводной секции моста. В образовавшийся проран могут заходить суда, в него можно заводить, если будет в том необходимость, плавающую технику. Кстати, рядом с местом производства работ утюжила водную гладь ПСК - плавающая сваебойная машина на гусеничном ходу.
А тем временем разведывательно-диверсионная группа противника на противоположном берегу вознамерилась помешать наведению переправы. Они навели на мост плавающее взрывное устройство и открыли огонь по понтонёрам.
Вперёд устремляется катер огневой поддержки. Под отсекающим огнём высаживается десант - и всё! Враг повержен, уцелевших жёстко препровождают к месту содержания под арестом.
Тем временем командир понтонной роты старший лейтенант Тимофей Сычёв, флажками управляя работой буксиров, ведёт секцию на место, где воины быстро крепят понтоны в общей связке, и в движение приходит техника. Часть машин - на железнодорожном ходу, то есть имеет специальные приспособления, позволяющие двигаться по рельсам. В данном случае они изображают железнодорожный состав. Ну не тянуть же к затону отдельную ветку, чтобы переправить через затон, предположим, маневровый тепловоз. Хотя, если потребуется, сделают и это.
За учениями пристально наблюдают соседи - есть в Белогорске одно подразделение, где на всякий случай хранят вот такие же комплекты НЖМ. Один из хранителей, назвавшийся Юрием Михайловичем, вот как оценил увиденное:
- Значительно возросли мастерство и выучка как офицеров, так и личного состава соединения. Когда на нашей территории это изделие впервые собирали в опытовом бассейне, то работы двигались медленно. А сегодня всё словно в руках горит. В общем, слава ЖДВ! Молодцы!
- А я хочу отметить вклад в это дело командира части подполковника Виктора Тарасевича, - так отреагировал на мой вопрос об оценке готовности части представитель вышестоящего командования начальник производственного отдела ЖДВ ВВО подполковник Михаил Пучков. - Виктор Григорьевич сумел так поднять, сплотить вверенный ему батальон, что приятно и радостно смотреть, как выполняют поставленную задачу и солдаты, и сержанты, и офицеры. Оценка, несомненно, только «отлично»!
Действия управления соединения и подчинённых частей проверяющими были оценены на «хорошо», что лишний раз подтверждает высокую боевую готовность военных железнодорожников.
Фото автора.