11 августа Свободный посетили музыканты передвижного фестиваля «МузЭнергоТур». К сожалению, совсем немногим горожанам посчастливилось услышать живую музыку в исполнении интернационального коллектива. Об уникальном концерте свободненцев никто не известил, не было даже информации в газете. Но музыканты всё-таки выступили на центральной площади.
Но обо всём по порядку. Сначала хотелось бы рассказать читателям, что же это всё-таки было.
Впервые этот музыкальный тур стартовал в подмосковной Дубне в 2013 году, около месяца изо дня в день российские и зарубежные музыканты дарили жителям городов и маленьких деревушек свою музыку. В 2014 году музыкальный тур составил уже 40 дней, и их автобус добрался до столицы Бурятии Улан-Удэ. С самого начала музыканты знали, что никакого осмысленного творческого планирования эта история не предполагает. Но происходило, казалось бы, немыслимое: мало кому известные импровизаторы выходили на филармонические сцены без готовых программ, и залы рукоплескали стоя!
- Нас нигде не ждали как звёзд, - признаётся продюсер Юрий Льноградский. - Порой на нас приходили просто, чтобы посмотреть, к примеру, на «живого чилийца» или шведа. Но несмотря на то, что всё начиналось со стереотипов, между музыкантами и зрителями проскакивала искра, потому что музыканты были честными, а зрители не ждали чего-то конкретного. В этом году наш тур стартовал вновь из Дубны и завершится во Владивостоке. Нам не важно, где мы выступим, нам важно, как мы это сделаем. У нас есть автобус, у людей есть уши, а уже на месте сориентируемся!
Теперь стоит конкретно перейти к вопросу, почему о визите интернациональной группы в Свободном никто не знал.
Как оказалось, музыканты по договорённости с ОАО «РЖД» должны были выступать на сцене ДК железнодорожников. Знали об этом в Свободном уже за месяц до того как, однако к приезду музыкантов не были распроданы билеты, которые, к слову, стоили 300 рублей. Наверняка любители музыки нашли бы эту сумму, если бы знали. К сожалению, может быть, где-то и были размещены аншлаги, кроме крыльца Дворца, но людям этой рекламы не хватило!
Что и отметили музыканты: информаторы, на которых очень надеялись артисты, сработали плохо. Даже в менее населённой Уруше дом культуры собрал полный зал.
- С подобными ситуациями мы сталкивались и в прошлом году. Ответственные люди в населённых пунктах, конечно, считают, что они никому и ничего не должны, - говорит Юрий Льноградский. - А потерянное нами время, как они говорят, это «нормальные рабочие процессы». Но мы так работать не привыкли. Мы стремимся к результату.
Приехав в назначенное время в наш город, музыканты узнали, что их не ждут. За день до этого у них сорвалось выступление по той же причине в Магдагачах, и ребятам просто уже было необходимо «размяться». Ведь на тот момент 60 дней в автобусе, да ещё и бездейстовать, для них было подобно творческой пытке. После того как пришлось уйти не солоно хлебавши от руководства ДК ЖД, они решили попытать счастья в городском отделе культуры. Придя в кабинет прямо к начальнику Дине Кулабуховой, музыканты попросили предоставить им хоть какую-нибудь площадку, чтобы они могли бесплатно сыграть для людей. Из ДК имени Лазо на площадь были привезены колонки, но даже наспех и в спартанских условиях ребята смогли настроиться и сыграть для свободненцев.
Концерт начался в половине седьмого вечера, как обещали музыканты, до темноты, они честно отыграют часть задуманного. Но вместо предполагаемых двух с половиной часов музыканты работали более трёх.
На площади было многолюдно, при этом те, кто видел и слышал, старались «подтягивать» сюда своих родных и знакомых. В общем, постепенно аудитория увеличивалась.
Знакомясь с буклетами, разложенными на столике, свободненцы не верили своим глазам - перед ними выступали известные в Европе артисты.
Испанский гитарист Анхель Онтальва со своим непростым авангардом, французский саксофонист Эрик Пайе, швейцарский кларнетист Симон Вирш, интернациональная сборная с Амстердама «Спинифекс» - смесь авангардного рока и свободного панк-джаза, итальяно-швейцарский коктейль под названием «Галеоне», чилийский гитарист Раймундо Сантандер, испанская группа «October equus», бас-кларнетисты - турок и немец, живущие в Амстердаме Тобиас Кляйн и Огюз Буйюкбербер и другие. Русским подарком стал гусляр Гудимир, он же Максим Анухин из Санкт- Петербурга.
Пока выступали одни коллективы, другие ребята настраивались за автобусом. Кто-то подстраивал струны, кто-то пил амурское молоко, ну а кому-то даже удалось вскипятить чайник, подключив его к уличной розетке за сценой.
- Простите, мы немного потрепались за два месяца пути, но играть не разучились! - перед выступлением обратился к немногочисленным зрителям продюсер. Высказав своё мнение по поводу первоначального приёма, он от лица всех музыкантов поблагодарил начальника отдела культуры. - Спасибо этой милой и отзывчивой девушке, у которой мы знаем только имя - Дина.
На сцене пел чилиец, звучали джазовые и блюзовые мелодии, в общем, на любой вкус.
Зрители восхищённо впитывали в себя каждый звук со сцены, аплодируя после каждого выступления. Однако когда на ней появились гусли и музыкант провёл по струнам, все затихли. Сказочное и очень близкое каждому выросшему в России человеку звучание, пусть даже никогда не слышавшему этот инструмент, откуда-то из глубин поднимало народно-культурную память. Вместе с кларнетистом и ударником гусляр исполнял мелодии и песни народов Севера, украинские и белорусские и многое другое. Кстати, ещё музыкант играл на варгане. Как потом признавались музыканты, в шутку ругая коллегу, он играл в два раза больше положенного времени.
Конечно, во время концерта я пожалела, что не полиглот, да и не в совершенстве владею английским, чтобы поговорить с зарубежными гостями, и, дождавшись, когда закончит выступление Гудимир, отправилась к нему. Нельзя было упускать возможность побеседовать с таким талантом.
Как оказалось, тридцатидевятилетний Максим Анухин профессиональный гусляр-импровизатор, представитель Санкт-Петербургской классической гусельной школы академической традиции. Образование имеет высшее музыкальное. Преподаватель музыки. Ученики Максима - лауреаты и дипломанты международных, районных и региональных конкурсов в номинации сольное исполнительство на гуслях. Один из создателей и аранжировщик этно-проекта HVARNA ethno-art, один из основателей проекта world-music SAMHEY, аранжировщик этнического спектакля DEVA SEVERA, автор сольного проекта ГУДИМИР. Помимо преподавательской, ведёт активную концертно-гастрольную деятельность.
- Я сплю на полу в автобусе, чтобы сеять добро, - с улыбкой говорит гусляр. - Для меня подобные путешествия не в диковину. Часто приходится гастролировать по США, Бермудам, Канаде, Франции, Германии, Словакии, Венгрии, Польше и многим другим странам. Я готов на любые лишения ради того, чтобы сбыться! Я всем желаю - сбыться. Именно в том понимании, как это описано у Экзюпери в «Цитадели».
- А почему вы выбрали именно гусли?
- Это гусли выбирают музыканта! Благодаря этому музыкальному инструменту у меня многое перекроилось в жизни в лучшую сторону. Музыка - это ведь некое ритуальное действо, которое диктует миропонимание, мировосприятие и репертуар.
- Что вы можете сказать о Дальнем Востоке, как вас встречают люди?
- Да везде по-разному хорошо. Россия она ведь многоликая и разнохарактерная. Урал - жёсткий, Сибирь- добрячка.
- В вашей музыке звучат восточные мелодии, даже несмотря на то, что они исполняются на древнерусском инструменте.
- Я очень интересуюсь Индией. В своей музыке я сочетаю аритмические рисунки Индии с бешеной русской гульбою, а в итоге получается картина княжеского пира! В настоящее время никто не может сказать, как играли гусляры много веков назад. Школ тогда не было, подтягивали свой лад под диапазон собственного голоса. Сейчас мы играем на гуслях, опираясь на ощущения и честность самому себе. То, что играют гусляры, близко воспринимают и взрослые, и дети.
- Раз уж заговорили о детях, у вас есть семья?
- Нет. Кстати, у всех гусляров, очень странная и ломаная судьба. И я, наверное, догадываюсь, почему. Гусли - это ритуальный инструмент, закрытый от шоу-бизнеса. Гусли заполняют собой всё твоё пространство. Чтобы с ними жить, надо чего-то себя лишать, чем-то себя испытывать. Кстати, о гуслярах есть такое хорошее сказание. Жил скоморох Вавило, играл на гуслях, веселил народ. Играл так, что от его музыки в душах весна пела и залечивались раны. Один человек попросил научить его играть так же. На что Вавило ответил, что не против, но только мужчине нужно его сапоги надеть. А сапоги-то с гвоздями были. Взвывший от боли мужичок и спрашивает, а нет ли других сапог. На что Вавило ответил, что без гвоздей и песни не будет! Для того, чтобы хорошо творить, должна быть такая ноющая рана.
Долго мы ещё беседовали с музыкантом и с водителем необычного автобуса из Владимира Александром. Он признался, что, несмотря на то, что ребята разноязычные, они все прекрасно понимают друг друга.
- Да и английский школьного уровня здорово выручает! - добавляет водитель.
- Вот чему надо уделять в нашем городе внимание - живой музыке, - говорит руководитель ВИА «Багульник» Александр Коротков. – Посмотрите, здесь даже есть такая редкость как бас-кларнет! А гусли - это ведь пропаганда нашей музыки. Мы привыкли слушать фонограмму - музыку для бедных, а ведь все, кто имеет деньги, наслаждаются только живым исполнением. Очень жаль, что об этом визите никто не знал. Я чудом здесь оказался, проходил мимо. Спасибо ребятам. В нашем Свободном такое может происходить только один раз в столетие.
Ещё долгое время после концерта никто не расходился. Прощались с музыкантами, брали автографы и делали селфи. Спасибо ребятам за профессионализм и за подарок городу! Кстати, как они отметили, что если раньше бы знали, что в эти дни город готовится к празднику, сдвинули бы график и поздравили свободненцев концертом!
Фото Анны Прудниковой.
С ДК ЖД там получилась история… Ребята за месяц звонили начальнику ДК и договаривались о концерте. По факту, приехавши, они узнали, что их тут и не ждали вовсе. Далее поехали на площадь перед Пассажем, но им площадка показалась маленькой. Предложил выступить на центральной площади. Привез к администрации в отдел культуры, где собственно и дали разрешение на выступление артистам.
Бобр, я не знаю с чем ты сравниваешь, если Уруша или Магдагачи — это культурный, экономический или туристический центр, то алга! Кто ж держит? Если предпочитаешь столицы, то опять же «сто путей, сто дорог для тебя открыты». А таких городов, как Свободный в России процентов 80. Но по мне так дыра — это где нет ж.д. или хотя бы судоходной реки. У нас всё есть для обычной россиянской жизни, а то и больше.
Неполиткорректор, мне просто есть с чем сравнить. А Свободный — дыра!
Неполиткорректор, добавить к твоим речам нечего.+1000!!! Лишь то, что невеж у нас хоть отбавляй!
Бобр, наверное, только по столицам зубы оттачивал, раз Свободный — дыра. Поезжай в Урушу жить — там аншлаги, или в Магдагачи. И не путайте: лажанулся-то как раз «минкульт» от РЖД, а город в лице ОК быстро отреагировал, за час-два организовав площадку. До кого сарафанное радио донесло от тех, кто случайно на площади оказался, те и пришли слушать. Так их продюсер и ведущей в конце так и сказал: в филармонии к нам никто не идёт, по опыту Свободного надо самим на открытые площадки выходить к народу. Павлуха, а судя по буклету с их списком спонсоров из банков и посольств, им наши 300 рублей особо никуда и не впёрлись, ну разве что сухпай разнообразить. И кстати, разве в Свободном когда-нибудь раньше был джаз, чтобы судить насколько он популярен у местной публики? Такое впервые и случайно, а главный прикол — из-за сейшноватости состава и постоянных импровизаций большинство тем игрались единственный раз в жизни только для нас.
» K coжaлeнию, мoжeт быть, гдe-тo и были paзмeщeны aншлaги, кpoмe кpыльцa Двopцa, нo людям этoй peклaмы нe xвaтилo!»
Аншлаги — это не реклама, а объявление о том, что все билеты проданы.
А в данном случае аншлага как раз и не было…
Согласен, Нужна реклама, я бы не пожалел 300 рублей сходить на концерт это все таки не 1000!!!! , концерты у нас только на праздники и то местные песняры…. куда идти не хочется!
а тут Жива музыка!
нашли о чем печалиться
Если уж пообещали посодействовать в организации концерта, то уж соизвольте посодействовать. Иначе нефиг было обещать. Свободный и так дыра, теперь еще и показали своё я гостям. Трудно было афиши расклеить да зал подготовить?
А в чём ДК ЖД виноваты-то? Я так понимаю реклама соответствовала выделенному на неё бюджету и, глядя сколько людей на проходном месте собралось послушать, даже нахаляву, их творчество, можно понять, что не стал бы народ 300 рублей на «известных в Европе», но абсолютно неизвестных у нас музыкантов тратить. Да и джаз, думаю, в Свободном не особо популярен. Спасибо им, конечно, за бесплатное выступление, но искать виноватых тут не надо.
у организаторов как всегда все через ж
Вот как раз фестиваль джаза во Франции показывают, концерт, трубач Ибрагим Маалуф (наверняка тоже никто не знает), а музыка — полный катарсис! Зал стоит с овациями.
Славик, а откуда нам их знать? Наши то каналы в основном гонят попсу, ну и иногда стадионный рок. А это джаз и всякая альтернативная музыка, неформатная, — среди любителей таковой чуваки как раз очень известны, и выступают в основном на джаз-фестивалях типа Монтрё (Швейцария). У нас такое разве что на канале «Культура» можно увидеть иногда и постоянно по ТVi на канале Меццо Лив (как раз включил, и такое играет как у нас на площади).
Я был. Играли классно! Молодцы!
Чем в первый раз что ли? И еще обделаемся на смех людям.
Известные в Европе музыканты! Не слышал ни разу. Я, похоже, не одинок.