Пятница, 17 мая, 2024

Амурчане рассказали Forbes о динозаврах, роботах и строительстве ГПЗ

8
729

Амурчане рассказали Forbes о динозаврах, роботах и строительстве ГПЗ. Новости
Инерактивная карта проекта с остановками по Амурской области.
Скорый поезд «Россия», в котором едут журналисты Forbes, сегодня ночью миновал Амурскую область. На сайте совместного спецпроекта журнала и РЖД уже размещены фотоматериалы с некоторых станций, а также интервью с представителями городов и поселений о наиболее важных фактах из жизни области. На конечную станцию во Владивосток состав по расписанию прибывает 11 сентября в 13:30 по московскому времени.

Амурчане рассказали Forbes о динозаврах, роботах и строительстве ГПЗ. Новости
Такой увидели журналисты Forbes станцию Ерофей Павлович.
Как мы уже сообщали, в Свободном в вагон № 5, где ехали участники проекта, сел представитель председателя правления ПАО «СИБУР Холдинг» в Амурской области Василий Орлов. Часть интервью с ним уже размещена на сайте. Также в Магдагачах журналисты побеседовали с Александром Семачкиным, руководителем Лаборатории информационных технологий Благовещенского педуниверситета («Наш антропоморфный робот девушек обнимает»), а в Белогорске - с Ольгой Сашниной, директором Палеонтологического музея Амурского Научного Центра Дальневосточного отделения РАН («Не надо ничего за уши притягивать, вот город и кладбище динозавров в центре»).

Форбс. Новости
Василий Орлов и Анна Черникова.
Вот что рассказал в интервью продюсеру проекта Анне Черниковой Василий Орлов. Интервью опубликовано под заголовком «В подрядчики не должны приходить организации, у которых есть только стол и шариковая ручка».

«В 18 км от города Свободный Амурской области через несколько лет появится крупнейший в России завод по переработке газа – Амурский ГПЗ. Сырьём для завода станет природный газ Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, поступающий по магистральному газопроводу «Сила Сибири» с Якутского и Иркутского центров газодобычи (создаёт «Газпром» в рамках реализации Восточной газовой программы). Но прежде чем реализовать проект национальной важности, заказчику и подрядчику придется реализовать проект по фактическому строительству нескольких городов и инфраструктуры в них. Как найти подрядчиков на строительство, как найти людей и что от участия получит регион, рассказал ВАСИЛИЙ ОРЛОВ, бывший министр экономического развития Амурской области и действующий представитель председателя правления ПАО «СИБУР Холдинг» в регионе.

Какие работы сейчас ведутся на площадке?

Строительство завода разбито на несколько направлений. Сегодня ведутся работы по планировке территории в 600 га, которые будут задействованы под завод. Фактически сейчас идет срез сопок и перемещение грунтов. Работает тяжелая техника, порядка 500 единиц. В работах задействовано 1000 человек. Из них примерно 600 человек, по нашим подсчетам, это местные жители, амуровчане. Мы привлекли три местные подрядные организации. Сразу хотел бы уточнить, что я могу рассказывать о проекте Газпрома, так как входящий в СИБУР центр по управлению проектами НИПИГАЗ выполняет большую часть работ по проектированию, управлению поставками материалов и оборудования, строительству. Все действия этот центр согласовывает с заказчиком проекта «Газпром переработка Благовещенск».

Вы планируете задействовать Транссиб?

Амурчане рассказали Forbes о динозаврах, роботах и строительстве ГПЗ. Новости
На станции Белогорск.
Конечно, мы к нему будем подключаться. Предыдущая ж/д станция перед Свободным, который мы только что проехали, – Усть-Пера, и вот к ней у нас будет идти подключение. На начальном этапе она будет использоваться под доставку грузов, стройматериалов, необходимых непосредственно для строительства. Вопрос, как вы понимаете, очень срочный, поэтому к строительству ветки мы уже приступили, выбран подрядчик. В последствие по железнодорожной ветке будет выгружаться продукция. Поскольку мы с вами понимаем, что задача газоперерабатывающего завода состоит в разделении газа на фракции, так вот какие-то фракции, так называемые жирные газы, пойдут на газохимический комплекс СИБУРа, а сжиженный гель, который охлаждается почти до абсолютного нуля, будет отправляться на колесах.

Какого объема инвестиций потребует от вас создание инфраструктуры?

Еще раз оговорюсь, что мы – это в настоящий момент Газпром. Наша организация управляет проектом. Размер вложений сейчас еще уточняется, поэтому не готов назвать точной цифры. Могу сказать только, что завод в комплексе стоит больше 10 млрд долларов. Естественно, такой проект очень тяжелый и капиталоемкий. В том числе с точки зрения реализации по времени. Это многокомпонентный проект. Он сложен еще и с социальной точки зрения, поскольку в городе Свободный нет трудовых ресурсов, которые могли бы удовлетворить нас, и как строителей, и как эксплуатантов завода. Это дополнительно усложняет проект. Конечно, и Газпром по амурскому газоперерабатывающему заводу, и СИБУР по нашему заводу, который планируется к строительству в составе всего газо-химического комплекса, очень сильно рассчитывают на поддержку государства. Из мер поддержки действует закон о ТОР, предусматривающий целый ряд льгот, в том числе налоговых, по освобождению от таможенных платежей, а также он дает возможность привлекать государственные средства для строительства инфраструктуры. Мы сейчас как раз ведем работу, чтобы привлечь средства Минтранса на строительство железнодорожной инфраструктуры и еще на строительство причала и на дно-углубление реки Зея на 1,1 метр. Подчеркну, что цифра 1,1 м - это только по проекту, возможно, она не окончательная – а нужно нам это, чтобы проходили большегрузные баржи, на которых мы могли бы доставить порядка 200 единиц необходимого нам крупного оборудования.

Как вы выбираете подрядчиков? Очевидно, что с учетом важности проекта и сроков его реализации вам нужны организации без права на ошибку в проведении работ.

Вы абсолютно правы. У СИБУРА в Тобольске Тюменской области уже есть схожая по масштабам площадка. Это самый крупный на сегодняшний день в России газохимический комбинат, его масштаб примерно аналогичен Амурскому ГПЗ – по числу вовлеченных в строительство людей, размеру инвестиций. И проект Амурского ГПЗ на сегодняшний день он опережает где-то на 1,5 года. И вот в рамках тобольского проекта «ЗапСибНефтехим» наработана хорошая практика по выбору подрядных организаций, которую мы намерены применять при строительстве Амурского ГПЗ. После того, как мы отберем того или иного подрядчика, мы будем согласовывать его с заказчиком объекта – Газпромом в лице ООО «Газпром переработка Благовещенск», которое в последствии возьмет на себя операционную деятельность и будет эксплуатировать завод.

Амурчане рассказали Forbes о динозаврах, роботах и строительстве ГПЗ. НовостиМы отчетливо понимаем сегодня, что силами Амурской области мы не можем построить проект всероссийского масштаба. 15 тыс строителей физически в регионе нет. К тому же, мы понимаем, что в области есть и другие строящиеся объекты, тот же космодром «Восточный», который отбирает на себя часть кадровых ресурсов. И всей необходимой строительной техники в регионе, кстати, тоже нет. Мы промониторили все, что может предложить нам Амурская область по всем направлениям – изготовление любых стройматериалов, фирмы, оказывающие логистические услуги и так далее. Итого на лист у нас попало 150 организаций, которые соответствуют нашим требованиям, в том числе по качеству. Почему такое внимание мы уделяем подрядчикам? Если мы вовремя, например, не успеем построить железнодорожную ветку или углубить Зею, вся остальная стройка станет бесполезным занятием. Поэтому требования к подрядчикам повышенные с учетом всей ситуации. Недостаточно подкрепиться только юридически, прописав огромные штрафные санкции, например. Поскольку если даже в конечном итоге мы получим с него выплату этих штрафных санкций, наш проект это не спасет. Нам нужен объект, а не деньги.

Какие-либо предприятия, которые уже работают в Амурской области, вы пытались перепрофилироваться, чтобы они подходили для реализации проекта НПЗ и могли в нем участвовать?

Мы провели уже три мероприятия совместно с правительством Амурской области, где собирали весь малый и средний бизнес и рассказывали о всех своих требованиях, а также, как они могут упростить для себя процедуру регистрации на нашем сайте по выбору подрядчиков, какие документы они должны нам предоставить и так далее. Это было сделано специально для того, чтобы максимально охватить весь амурский бизнес, задействовать его в нашем строительстве. Для нас это тоже выгодно, результатом будет хорошее соотношение цена-качество.

Конечно, это должны быть самодостаточные организации с огромным опытом работы. Мы очень внимательно смотрим за действующими проектами того или иного подрядчика, потому что понимаем, что он не разорвется. А если он начнет разрываться между нами и какими-либо другими своими проектами, то нас это тоже не устроит, так как это поставит под угрозу реализацию нашего проекта. Мы однозначно не хотим повторения такой практики, как с космодромом «Восточный», когда в подрядчики приходили организации, у которых есть только стол и шариковая ручка, а потом они сдают определенный под них объем работ на двойной-тройной субподряд. Естественно без субподрядчиков не обойтись, это физически невозможно – в каких-то узкопрофильных работах. Но мы хотим четко понимать, что за субподрядчики к нам заходят.

В непосредственной близости от предприятия вам придется построить город. Каким он будет?

По сути, это будет микрорайон города Свободный – в 5 км от него по прямой дороге. Я, кстати, когда-то жил в Свободном, мой отец был военным, это еще в советские годы. И вот как раз на месте воинской части, где он служил, и будет строиться город, рассчитанный примерно на 5 тысяч человек. Не исключено, что сначала мы построим его на меньшее количество жителей, это станет понятно чуть позже. Сегодня активно ведется проектирование. Проект будет представлен в первом квартале 2017 года. Идет дискуссия, какие дома строить – трехэтажные или девятиэтажные, из какого материала, но это уже решат проектировщики. Я считаю, что нужно строить высотные дома. Возможно, они не такие красивые и не настолько удобные, как трехэтажные, но с точки зрения их последующей эксплуатации для Дальнего Востока правильнее было бы строить именно их. При малоэтажном жилом строительстве идет очень большая потеря в сетях – энергоносители, тепло. Чем больше размазаны эти сети, тем больше потери. Но это я уже смотрю в перспективе 20 лет. Мы понимаем, что город нам понадобится в 2021 году, если реализация проекта будет идти по плану. То есть у нас есть временной лаг для того, чтобы проработать его концепцию.

Давайте обсудим вопрос кадров – кто будет работать на ГПЗ?

В Амурской области нефтегазохимия не является развитым направлением. Специалисты в ней стали появляться только лет семь назад, когда в регион зашла Транснефть.

Будете перекупать ее кадры?

Прямо перекупать, конечно, не будем. Но мы сформируем рынок труда по данной отрасли, то есть специалисты будут сами выбирать, где им работать. Не дело, если работники будут перебегать туда-сюда, получится спекуляция. Потребность в кадрах будет составлять 2,5 тысячи человек для ГПЗ и 1,5 тысячи человек до ГХК. Из них примерно 10% вакансий мы готовы отдать выпускникам вузов. Больше дать не можем, так как это скажется на производстве, новую кровь вливать нужно постепенно. У нас есть четкое понимание в разрезе специальностей, какие люди нам нужны. Под свой проект мы выбрали Амурский государственный университет в Благовещенске, где уже сейчас готовят нужных нам специалистов - энергетиков и аппаратчиков. АмГУ будет работать в связке с опорными вузами, которые уже зарекомендовали себя в работе с нами и с «Газпромом», это Казанский национальный институт нефти и газа и Тюменский индустриальный университет. В планах – начать внедрять модульные программы обучения, приглашать специалистов из опорных вузов читать лекции студентам в Благовещенске, отправлять наших студентов на производственные практики на заводы и в эти вузы. В этом году в АмГУ введена новая для Амурской области кафедра химии, набрали 21 студента, из них 20 - бюджетники с хорошим средним баллом. Интерес у населения высокий, родители отдают своих детей учиться специальностям в этом направлении на перспективу - производство мы запустим не раньше 2021 года.

Это совпадение, что под ваш проект есть вузы, готовые предоставлять специалистов?

Это часть нашей работы. «Газпром» уже инвестирует средства в учебные заведения. СИБУР тоже подключится к этому процессу, пока сдерживающим фактором для нас является отсутствие инвестиционного решения. Принципиально мы с «Газпромом» уже договорились разделить затраты между собой. На сегодняшний день «Газпром» потратил порядка 40 млн рублей на комплектацию лабораторий. Это только начало, в перспективе больше будет затрат. У нас 80% специалистов, за исключением принципиально нового химического направления, уже готовятся.

Есть ли у вас глобальная программа по переселению специалистов в Амурскую область из других регионов для работы на ГПЗ?

Мы понимаем, что 90% кадров на наших будущих предприятиях должны быть опытными профессионалами, а значит это точно не амуровчане. Всех этих специалистов мы должны будем переселить в Амурскую область из других регионов. Весь вопрос здесь в цене. Переселение отразится на рентабельности завода, поэтому в будущем мы для себя ставим задачу максимально заместить рабочие места местным кадрами. Дальний Восток - это все равно край Земли. С точки зрения теории управления персоналом, существует три мотивационных фактора, на которые опирается человек при смене места жительства, и самый существенный из них – это работа. Ради работы люди готовы уезжать в Магадан мыть золото.

Фото с сайта проекта.

КОММЕНТАРИИ
  1. НИПИГаз утопит всех подрядчиков в бумагах и штрафах. Один из основных подрядчиков (ПТПС) только столами и ручками владеет.

  2. «этo мecтныe житeли, aмypoвчaнe».
    Доставило! Надо было просто написать «папуасы».

  3. Станция Белогорск на фото выглядит очень красиво, станция Свободный по вполне понятным причинам не попала в объектив…

  4. какая красота в Белогорске…..чистенько, всё плиточкой выложено)))) молодцы!

  5. только не понятно почему представителями от городов выступают вообще «левые» люди? А где наши коренные руководители?

  6. Рабочих валом, зарплаты нет! Местным платить не хотят нормально, опыт космодрома показал положение вещей. А везут с запада и платят им нормально!