Четверг, 16 мая, 2024

Журналисты Forbes расспросили молодых супругов о сложностях строительства космодрома «Восточный»

3
436

Журналисты Forbes расспросили молодых супругов о сложностях строительства космодрома «Восточный». Новости
Алексей и Валентина Смирновы в вагоне поезда.
«Путь сверхдальнего следования» завершён. Фирменный поезд «Россия», в котором ехала команда журналистов известного журнала Forbes - участников совместного с РЖД проекта, сегодня прибыла на конечную станцию Владивосток. За это время на сайте проекта появились новые материалы, подготовленные журналистами после встреч в пути. Ещё один из них непосредственно касается не только всей Амурской области, но и Свободненского района.

Как мы уже сообщали, на станции Ледяная в вагон № 5 к журналистам Forbes сели супруги Смирновы, которые строят космодром «Восточный». Первую часть интервью с ними, подготовленное руководителем группы Егором Мостовщиковым, мы представляем нашим читателям.

«Нам поставили задачу - мы выполняем»

«Судьба у первого российского гражданского космодрома – «Восточный» - непростая: во время строительства неоднократно возникали коррупционные скандалы и регулярные забастовки из-за задержек зарплаты рабочим. Но 28 апреля 2016 года состоялся первый успешный пуск с выводом на орбиту трёх искусственных спутников. К 2021 году с «Восточного» должен стартовать корабль «Федерация». Как построить космодром и мечтах о космосе рассказали Алексей и Валентина Смирновы, начальник участка и ведущий инженер филиала «СУ №173 ФГУП «ГУСС Дальспецстрой» при Спецстрое России.

Чем вы занимаетесь на космодроме «Восточный»?

Журналисты Forbes расспросили молодых супругов о сложностях строительства космодрома «Восточный». Новости
Станции на пути поезда.
Алексей: Я - начальник участка, в моей компетенции 4 объекта на космодроме: стартовый комплекс, технический комплекс, комплекс хранения ракетного топлива и станция ж/д вокзала. Мы выполняем непосредственные линейные работы: монолитные, монтаж оборудования и другие спецработы.

Валентина: А я, как ведущий инженер производственно-технического отдела, слежу за исполнительной и рабочей документациями. Они построили - мы это оформляем.

Вы местные или приехали работать на «Восточный»?

Алексей: Инженерно-технические рабочие, весь производственный отдел работает в режиме командировок: месяц работаем, 10 дней отдыхаем. Сейчас мы проживаем в Хабаровске. Я из Тверской области, Валентина с Дальнего Востока.

Космодром «Восточный» оброс невероятным количеством мифов, в том числе как самая сложная стройка в России? С чем это связано?

Алексей: Стройка была, действительно, очень масштабная. Технологии очень сложные, проектировщики выдали проект с применением новых по технологии арматурных стержней, с ними никто из рабочих не был знаком. Все арматурные соединения делались через муфты, кольцевые анкера, они непосредственно закупались в Голландии, привозились к нам на космодром. Когда происходило возвышение стартового сооружения, «заход» был очень сложный. Много опыта набирались, но много проблем изначально было. Сроки первого полёта в госконтракте были обозначены, но они сдвигались в связи с очень сложным конструктивом, к тому же поставка оборудования была из западной части России.

Во время строительства «Восточного» первоначальная задача несколько раз менялась. Космодром изначально строили под старт одной ракеты, потом нужно было в срочном порядке, по указу Владимира Путина, строить стартовую площадку для «Союза».

Алексей: Вся стройка делится на три этапа. Первый этап мы закончили: сделали стартовое сооружение и запустили ракетоноситель «Союз», но это пока был непилотируемый полет, без экипажа. Сейчас завершаются небольшие работы по эксплуатации, на космодроме работает примерно тысяча человек, что в десять раз меньше, чем было в пику стройки. Сейчас начинаются работы по второму этапу - это стартовое сооружение для ракетоносителя «Ангара». И этот старт уже будет пилотируемый.

Вы говорите про полет корабля «Федерация», который запланирован на 2021-й год?

Алексей: По срокам пока еще ничего не известно. Пока ещё идут торги, неизвестно, кто конкретно будет строить второе стартовое сооружение.

То есть корректно сказать, что на данный момент космодром «Восточный» все еще находится в работе?

Журналисты Forbes расспросили молодых супругов о сложностях строительства космодрома «Восточный». Новости
Приморский край.
Алексей: «Восточный» будет полностью достроен к 2025 году, потому что к комплексу космодрома относится и город Циолковский, который также строится с нуля. Это новый город, который будет постепенно расширяться.

Среди людей, которые возводят космодром «Восточный» есть понимание, зачем он вообще нужен, учитывая, во-первых, что его называют дублером «Плесецка», а во-вторых, что «Восточный» будет достаточно редко использоваться?

Алексей: Глобально мы не обсуждаем этот вопрос. Мы все понимаем, что, если мы построим космодром, завершим все три этапа, включая сооружения для сверхмощного ракетоносителя, тогда уже появится непосредственно экипаж и оборудование. Запуски можно будет производить в России, а не в другой стране. Нам поставили задачу – мы выполняем. В 2017 году три запуска намечено. Сейчас после первого запуска устраняются замечания по эксплуатации.

Цитирую главу Роскосмоса Игоря Комаров: «К сожалению, мы имеем историю, которая началась так, как она началась: без проектной документации, с единственным исполнителем, определенными недостатками при формировании органов управления и формировании тех коллективов, которые сейчас работают». Это он сказал в январе 2016 года, когда посещал «Восточный». Что можете сказать об этом?

Алексей: Я могу сказать, что первый блин всегда комом выходит, на ошибках учатся. Я думаю, что на втором стартовом сооружении таких ошибок не допустят. Возможно, именно поэтому работы грандиозные пока еще не идут: добивается все по рабочей и проектной документациям.

Как вообще строят космодром? Я так понимаю, что климатические условия не самые благоприятные.

Журналисты Forbes расспросили молодых супругов о сложностях строительства космодрома «Восточный». НовостиДа, Амурская область отличается своей суровой зимой, температура в декабре по утрам доходит до минус 55 градусов. Но на работу все равно нужно выходить. Все работают с перерывами, 15 минут каждый час. Установлены специальные беседки, где люди могут погреться, выпить чаю и вернуться на работу. К тому же, закупается спецодежда рабочим.

Человек, который работает, не замерзнет. Представьте: на космодроме «Восточный» применялась арматура диаметром 40 миллиметров, и длиной 11 метров. Один прут весит 30-40 килограмм, даже под 60 килограмм. В течение дня, когда на улице минус 45, люди работают и им становится жарко из-за такой нагрузки. Выработка должна быть тонна на человека, то есть он должен норму свою вырабатывать. Один человек должен выгрузить в день тонну арматуры, чтобы получить достойную хорошую зарплату. Соответственно, если норма падает, то и объём работ падает, это влияет на зарплату. Так что работали.

Продолжение следует

Фото с сайта проекта.

КОММЕНТАРИИ
  1. вот чешет кошмар, не знал я что едут журналюги а то бы купил билетик и рассказал им как оно всё есть и в белогорске они бы вышли.