Соседка станции Свободный – Усть-Пёра совсем скоро из малой и довольно тихой превратится в современную и бурлящую. С каждым годом здесь будет расти грузопоток благодаря новому соседу – строящемуся газоперерабатывающему заводу. Параллельно большой магистрали, часть которой в «хозяйстве» Усть-Пёры, буквально через 200 метров пролегли новые железнодорожные пути. Это зарождается станция Заводская-2, с которой Усть-Пёру «обручит» стальное кольцо.
Здание станции Усть-Пёра совсем невелико. Рядом дачные домишки с поросшими бурьяном огородами, а за ними – насыпи и новые пути будущей станции строящегося ГПЗ. В ближайшем будущем здесь всё может кардинально измениться. Об этом мы побеседовали с исполняющим обязанности начальника станции Усть-Пёра Евгением Демешко.
– Наша станция по характеру работ является промежуточной и отнесена к четвёртому классу. Находимся в непосредственном подчинении Свободненского территориального управления Забайкальской железной дороги, руководит которым заместитель начальника дороги по региону Пётр Васильевич Сапрыкин. В нечётном направлении к станции прилегает двухпутный перегон Усть-Пёра – Ледяная, в чётном – Усть-Пёра – Свободный. На нашей станции два главных пути и четыре приёмо-отправочных. Станция является подразделением Забайкальской дирекции управления движением.
Приятно отметить, что мы сейчас находимся в стадии перемен, причём весьма положительных. Например, после многолетнего простоя активно задействован 20-й погрузочно-выгрузочный путь для компании «ГазпромТранс». Он много лет не был в работе, и сейчас у него вторая жизнь – активно ведётся подача и уборка вагонов для станции Заводская-2, которая строится параллельно большой магистрали в 200 метрах от нас. У соседей сейчас проводятся ремонтно-строительные и монтажные работы, идёт укладка пути для того, чтобы иметь возможность формировать вагоны, цистерны с газом, для отстоя вагонов, формирования составов, грузовых операций. И все грузы с завода выйдут с путей необщего пользования на большую магистраль через нашу станцию Усть-Пёра.
Через 20-й путь сейчас идут вагоны с материалами для строительства – щебнем для отсыпки пути, деревянными и железобетонными шпалами, рельсами. По проекту на 2017 год у нас было намечено прибытие различных грузов. И в этом году пропускаем строительные материалы, железобетонные изделия, оборудование для строительства зданий, сооружений, непосредственно на станции Заводская и Заводская-2. На этот год у нас в плане рассчитано 150 тыс. тонн грузов, которые мы должны принять. На 2018 цифры выше – 350 тыс. тонн в год. К 2019-2020 году грузопоток немного уменьшится – 300 тыс. тонн в год. А с 2021 года планируется запустить завод и начнётся отгрузка продукции.
Поначалу объёмы планируются небольшие – будем работать на местного потребителя в пределах Восточного полигона железных дорог: Дальневосточная, Забайкальская и Восточно-Сибирская дороги. Туда планируется поставка пока 136 тыс. тонн грузов – это порядка 10 вагонов в сутки. И на станцию Косяковка Куйбышевской железной дороги – всего 17 тыс. тонн – это 1 вагон в сутки. К 2022 году планируется резкое увеличение, поскольку пойдут грузы на порт Ванино – повезём с завода пропан и бутан. На 2022 год грузопоток увеличится до 560 тыс. тонн в год – это погрузка 37 вагонов в сутки.
– Значит, станция будет работать под большой нагрузкой? Как намерены справляться, будет ли расширение, увеличение штата?
– Да, нагрузка повысится в разы. И штат, конечно, будет увеличиваться. Для всего этого предусмотрена реконструкция станции. Сейчас уже идёт планово-подготовительная работа, проекты подписаны, подрядчик найден и средства в центральной дирекции в Москве уже запланированы. По планам реконструкция начнётся уже в этом году.
– Что изменится?
– Появятся дополнительные диспетчерские съезды по главному ходу – появится возможность заезжать на станцию Заводская (сейчас это пока лишь подъездной путь) как с чётной, так и с нечётной стороны. Сейчас подъезжаем пока только с восточной стороны. Когда станцию Заводская-2 построят и проведут реконструкцию станции Усть-Пёра, появится возможность заезда с двух сторон – по сути образуется кольцо.
К 2023 году погрузка возрастёт до 55 вагонов в сутки – это 757 тыс. тонн грузов. К 2026 году планируется погружать 121 вагон в сутки. Но мы должны иметь возможность принимать порожние вагоны, и поэтому нашу станцию предстоит расширить, уложить дополнительные пути – 5-й, 9-й, чтобы была высокая пропускная способность, а также увеличить длину путей. Сейчас у нас на станции шесть путей.
– А какова допустимая длина составов, сколько вагонов максимально в них может быть? Периодически вижу очень длинные составы, и всегда интересно, а сколько же вагонов промелькнуло перед глазами.
– Вообще максимально 99-100 вагонов. Это условные вагоны, длиной 14 метров, они ведь бывают разной длины. Длина среднего состава на Забайкальской железной дороге составляет 71 условный вагон, и мы должны его принять.
Ну а пока у нас идёт на строящийся завод 8 вагонов с грузами в сутки. К 2018-2019 году пойдёт по 19 вагонов в сутки. Справляемся и ждём соединения. На станции у соседей уже отстроили два железнодорожных пути. Федеральное агентство железнодорожного транспорта должно подписать разрешение на их эксплуатацию, после сверки с проектами и прочими проверками.
– Каков сейчас штат станции Усть-Пёра и сколько ещё новых вакансий появится в связи с расширением?
– Сейчас у нас работают 7 человек – один начальник и шесть дежурных по станции. Позже в штате появятся заместитель начальника станции по грузовой работе, шестеро дежурных по станции, приёмо-сдатчики и начальник. Минимум – 12 человек. Мы работаем в круглосуточном режиме, вагоны приходят в разное время суток, и мы уведомляем клиента за два часа до того, как на станцию прибудет вагон, который предстоит разгрузить. Надо сказать, что газовики в этом плане очень точны, работают слаженно и без сбоев, не подводят. У нас с ними очень хорошие сложились взаимоотношения и перспективы хорошие. Так что настрой в нашем коллективе весьма позитивный.
– А есть ли шанс на то, что на станции увеличится и пассажиропоток? Сейчас у вас останавливаются пассажирские поезда?
– Только один – 391-й сообщением Благовещенск – Чита. Но с запуском станции Заводская-2 всё возможно. Тому пример Ледяная, где останавливались поезда только местного сообщения – 326-й и 391-й. А сейчас там останавливаются все без исключения поезда, в том числе и фирменные – уже в течение года. И, если будет необходимость и работники газовой отрасли к нам обратятся с соответствующей просьбой, думаю, железная дорога пойдёт навстречу, будут пересмотрены графики движения поездов. На станциях Заводская-1 и Заводская-2 ведь будут новые рабочие места. Людям необходимо приезжать-уезжать, в том числе в командировки, и не всегда удобно их доставлять автотранспортом, тем более что приезжих очень много.
– Тогда в перспективах и строительство вокзала?
– Конечно. Если есть пассажиры, должны быть билетные кассы, зал ожидания, всё необходимое.
– А финансово как будет решаться вопрос?
– Реконструкция станции проводится за счёт инвестиций ОАО «РЖД».
Перспективы хорошие. Наш коллектив настроен на активную работу. Если станция будет расширена, повысятся объёмы перевозок и пассажиропоток, значит, повысится её класс, будет больше работы и, конечно, увеличится размер заработной платы. Мы рады нашим соседям и тому, что наше местоположение так удачно – мы в 200 метрах друг от друга, параллельно…
Мы прошли в кабинет дежурного по станции. За пультом-табло станции Усть-Пёра дежурная Татьяна Якушевская готовилась встречать проходящий грузовой.
– Скоро с этого табло перейдём на микропроцессорную схему, её будут устанавливать в соответствии с планом реконструкции на 2017-2018 год. Здесь вам видно расположение путей на нашей станции, выше третьего пути будут добавлены новые, которые увеличат пропускную способность Усть-Пёры, – пояснил Евгений Игоревич.
Мы прошлись и вдоль огородов к насыпи с двумя железнодорожными путями. Это зарождается Заводская-2. Скоро эти рельсы с большой железнодорожной магистралью объединит кольцо и жизнь вокруг тихого дачного посёлка закипит, а станция Усть-Пёра получит вторую, интересную жизнь.
Фото Анны Казаковой.