Пятница, 17 мая, 2024

Среди выпускников столетней школы в Свободном — известный писатель, профессора, доктора наук и министры

19
1 626

Среди выпускников столетней школы в Свободном - известный писатель, профессора, доктора наук и министры. Новости
Современное здание школы №2.
23 марта свободненская школа №2 отмечает 100-летний юбилей. Это одно из старейших учебных заведений города. Оно было открыто в Алексеевске в 1913 году по указу генерал-губернатора Н.Л. Гондатти как двухклассное училище Министерства народного просвещения и первоначально располагалось в небольшом деревянном здании в районе площади им. С. Лазо.

Первым директором школы был Михаил Андреевич Юшков. Коллектив в то время был небольшим - 42 ученика , 4 основных учителя и 1 запасной. Главным предметом являлся Закон Божий. Дисциплина была строгой - за малейшую провинность ставили в угол, а за что-то более серьёзное могли выгнать. Словом, несладким был «гранит» науки, но детям очень нравилось учиться.
Шли годы. Город рос, росла и школа. В 1932 году к ней присоединили ещё одно двухэтажное здание. Школа приобрела статус средней.

В 1936 году из её стен вышли первые выпускники. 19 из 26 выпускников окончили школу на «хорошо».
Во время Великой Отечественной войны многие учителя и ученики школы пошли защищать Родину. Некоторые из них не вернулись.

60-е годы для школы были трудными, но интересными. Педагоги подготовили замечательных выпускников - архитекторов, врачей, талантливых руководителей. А преподаватель физкультуры Филипп Васильевич Метёлкин (ушедший из жизни) воспитал мастера спорта международного класса, победительницу Кубка мира матча СССР - Япония - США по лёгкой атлетике, обладательницу 34 медалей, среди которых 24 - золотых, 4 серебряных и 26 бронзовых, - Ольгу Николаевну Дрейко.
В 1966 году прозвенел первый звонок в новом здании школы. Строила его бригада Героя Социалистического Труда Владимира Егоровича Шевалдина. Выпускники помогали строить пришкольный стадион под руководством учителей физкультуры Филиппа Васильевича Метёлкина и Идеи Анатольевны Шкап.

В 1993 г. были открыты педагогические классы при БГПУ. В1991 г. - впервые в г. Свободном введено раннее изучение английского языка со второго класса. В 1994 году школа вошла в учебный округ АмГУ. В 2003 г. был открыт класс-техникум при Амурском кооперативном техникуме. В 2005 г. в школе впервые был открыт класс суворовцев с ориентацией на выбор военной профессии. В 2006 г. в школе открыт класс спасателей. В 2012 г. открыт городской информационно-технологический ресурсный центр.

Среди выпускников столетней школы в Свободном - известный писатель, профессора, доктора наук и министры. Новости
Директор школы Елена Владимировна Потёмкина.

За всю историю школы у неё было немало руководителей. Первым директором был Михаил Андреевич Юшков, затем Георгий Михайлович Воротынцев, Мария Дмитриевна Иванова, Полина Ефимовна Пирогова, Александра Фёдоровна Мальцева, Зинаида Алексеевна Антончева, Пётр Андреевич Бызов, Тимофей Степанович Бородин, Любовь Васильевна Сивуда, Зоя Анисимовна Тимошенко и действующий директор - Елена Владимировна Потёмкина.

Ими гордится школа

Школа славится своими выпускниками, ставшими известными людьми. Из стен её вышли: В. Вощевоз - заместитель председателя ООО «Российский Союз ветеранов Афганистана», Н. Ушаков - доцент кафедры хирургии, В. Шимко - профессор, ведущий хирург г. Благовещенска, А. Попов - преподаватель Томского университета, профессор, Т. Попова - кандидат исторических наук, Т. Нестеренко - работник в министерстве финансов в Москве, В. Поваляев - писатель, О. Степанова - депутат городского Совета, О. Борисова - директор школы №8, Т. Булах - бывший директор школы № 192 и многие другие, которые трудятся на благо родной страны.

Также многие ученики, окончив институт, возвращались в родную школу преподавать: Н.М. Стромилова, А.Е. Тюхаев Л.В. Печеревина (Кузьмина), Е.Г. Курбанаева, И.В. Солдатова, О.А. Дёмина, Л.В. Савчук, И.В. Пантелеева, А.А. Михеенко, О.А. Рожковская, Н.В. Дутная, А.Н. Потёмкин.

И нынешние ученики оставляют след в истории школы. Учащиеся продолжают славные спортивные традиции, среди них немало призёров соревнований по лёгкой атлетике, волейболу, спортивному ориентированию. Команда педагогов не раз выигрывала городской кубок по волейболу памяти учителя физкультуры Ю.Я. Ржахова.

Кроме того, ребята являются призёрами городских, областных, международных, всероссийских олимпиад и конкурсов. С. Лось стала дипломантом Международного конкурса юных исполнителей в Париже, А. Никитенко, К. Юркова - дипломанты Международного конкурса исполнителей в г. Новосибирске. К. Юркова приглашена на фестиваль в г. Сан-Ремо.

Учителя также принимают участие в различных конкурсах. В 2008 году Лучшим учителем России стала И.В. Колесникова, учитель географии. В 2010 году учительница начальных классов Н.В. Гудкова стала призёром конкурса «Лучшие учителя Амурской области». И.Е. Буйгашова является лучшим учителем Амурской области 2011 года и победительницей конкурса «Учитель года - 2013».

Ветераны

Трудно оценить вклад ветеранов педагогического труда в вековую историю школы. Это и отличники народного образования, и учителя, проработавшие в стенах данного учебного заведения не один десяток лет: Е.А. Цепляева, Ф.В. Метёлкин, М.Ф. Ищенко, Г.А. Котлер, А.В. Петриченко, Ю.М. Столярова, Л.И. Шишелякина, А.В. Вощевоз, А.М. Кордова, А.И. Бадя, В.П. Смоляков, В.И. Пугачев, И.Г. Козлова, Ю.Е. Туманова, А.В. Вощевоз, Г.А. Розенман, Н.М. Стромилова и многие другие.

Не забывают о родной школе и педагоги, находящиеся сейчас на заслуженном отдыхе. Екатерина Васильевна Степанова проработала в школе 30 лет учителем начальных классов. Она воспитывала в учащихся интерес к жизни, была прекрасным наставником. За всё время преподавательской карьеры получила награды: медаль «Ветеран труда», «Учитель-методист», «Отличник народного просвещения» в 1974 году.

Мария Васильевна Заманова преподавала в школе биологию. 26 лет она занималась кролиководством, под её руководством в школе была построена теплица, где с учащимися Мария Васильевна выращивала рассаду цветов для озеленения клумб школы и города. Избиралась депутатом областного Совета народных депутатов. За свой труд Мария Васильевна награждена медалью «Ветеран труда», получила звание «Учитель-методист», «Отличник народного просвещения» в 1962 году.

Валентина Зиновьевна Сологуб проработала учителем химии 45 лет, 38 из которых - в школе № 2. Она являлась руководителем методического объединения учителей химии города, активно работала в городском методическом объединении. Была за свой труд награждена в 1967 году званием «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда», «Учитель-методист». Юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина.

Идея Анатольевна Шкап проработала учителем физической культуры в школе № 2 36 лет. Много лет являлась руководителем методического объединения учителей физического воспитания города. В городском методическом объединении активно проводила мероприятия, соревнования. Под руководством Идеи Анатольевны на территории школы была построена спортивная площадка. Награждена медалью «Ветеран труда», получила звание «Учитель-методист», а в 1983 г. - «Отличник народного образования».

Зоя Анисимовна Тимошенко пришла в школу № 2 в 1987 году учителем математики и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Зоя Анисимовна по опросу студентов высших учебных заведений трижды становилась «соросовским учителем». В школе № 2 проработала 18 лет, из них 7 - директором. Получила награды: медаль «Ветеран труда», «Учитель-методист», «Отличник народного просвещения», награждена Грамотой города Свободного.

Школа сегодня

Среди выпускников столетней школы в Свободном - известный писатель, профессора, доктора наук и министры. Новости
Морковцева Ирина Геннадьевна, зам. директора по УВР, учитель математики.

Сегодня в школе обучаются 956 учащихся, работают 55 учителей, среди которых 10 имеют высшую квалификационную категорию, 20 - первую.

В школе работает множество кружков и спортивных секций, проводятся элективные курсы. Школа прочно закрепила свои традиции в организации предпрофильной и профильной подготовки. Созданы юридический, железнодорожный, лингвистический классы, класс спасателей, класс-техникум. Причём профили из года в год меняются, отвечая запросам времени. Это позволяет учащимся ещё за школьной партой ознакомиться с основами будущей профессии и выбрать свой путь.

За 77 выпусков школа обучила около 5000 учащихся. 28 учеников окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Большое количество выпускников поступают в высшие учебные заведения не только Дальнего Востока, но и страны.
В школе высоко развито самоуправление, которое ввела бывший директор школы Любовь Васильевна Сивуда. Ученики самостоятельно подают звонки на уроки, дежурят в коридорах школы, следят за чистотой и порядком в классах. Также в школе существует совет старшеклассников (состоящий из учеников 9-11 классов) и совет подростков (ученики 5-8 классов). На собраниях они решают вопросы активной жизни школы - составляют планы мероприятий и конкурсов.

Слово - учителям

Ольга Тимофеевна Абрамова - одна из старейших педагогов. Её трудовой стаж - 36 лет, 28 из которых она подарила ученикам школы № 2.

Среди выпускников столетней школы в Свободном - известный писатель, профессора, доктора наук и министры. Новости
Абрамова Ольга Тимофеевна, учитель английского языка.

- Меня всегда интересовал английский, да и работать с детьми было в радость, - рассказывает учитель иностранного языка Ольга Тимофеевна. - Потому и пошла в педагогический институт. За всё время моего преподавания были разные ученики: послушные и не очень, открытые и замкнутые, но всегда интересные. Для детей, которые тянутся к знанию иностранных языков, был создан лингвистический класс, и я с удовольствием в нём работаю. Ребята в этом классе очень активные - в прошлом году они ставили кукольные театральные постановки на английском языке. И пусть не всем им в дальнейшем понадобится английский на профессиональном уровне, но такое образование, на мой взгляд, будет не лишним. Хотя мне, конечно, приятно, что некоторые мои ученики связали свою жизнь с английским языком. Среди моих выпускников есть переводчики, стюардесса международного класса.

- Стать преподавателем мне посоветовала моя тётя Александра Захаровна Казанцева, работавшая в гимназии № 9 историком, - вспоминает Галина Васильевна Аужина. - Сразу после окончания института я пришла работать в школу № 2 учителем английского языка. И вот уже 33 года я преподаю детям сложный, но интересный предмет. Сегодня дети тянутся к знанию иностранного, наверно, больше, чем раньше, особенно английского, век компьютеризации делает своё дело. Хотя в целом ученики всегда одинаковые. Их нельзя разделять на прошлых и настоящих. Конечно, со временем ученики стали более раскованными, продвинутыми в технологическом плане, но всё равно это дети. И мне приятно, когда они идут по моим стопам. Например, моя бывшая ученица Оксана Драер работает в школе «Андора».

Наталья Михайловна Стромилова 30 лет работала учителем начальных классов, а последние 10 лет является воспитателем группы продлённого дня. Стать преподавателем её вдохновила первая преподавательница - Маркова Августина Николаевна.

- Я болею своей работой - говорит Наталья Михайловна. - Мне очень нравится заниматься с детьми, они будто делают меня моложе, придают жизненные силы. Все ребята разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Кто-то любит заниматься, кто-то не очень. Кому-то нравится математика, а кому-то - русский язык. Каждому нужно внимание и, главное, понимание. Да и освоиться первоклашкам в мире знаний тоже нужно помочь. Ведь начальная школа - основа жизни ребёнка в обществе. И не каждому легко удаётся слиться с коллективом или привыкнуть к ответственности выполнения домашнего задания. Для этого по большей части и нужны группы продлённого дня. Дети занимаются, читают книжки, играют с одноклассниками. И счастливые глаза детей, которым помог с домашней работой или которому сложил из бумаги зверушку, радуют моё сердце. Я не жалею о своём выборе, и если бы была возможность изменить судьбу, выбрать другую профессию, я бы снова стала учителем. Такова моя судьба.

Материалы подготовила юнкор Олеся ЛЕДОВИЧ.

Фото: газета «Зейские огни», Анна Прудникова.

КОММЕНТАРИИ
  1. Школяр, и тебе не хворать. Кстати, про букварь куда его засунуть, я посоветовала бы тебе в портфель его засунуть, ты ведь школяр еще.. И не смей угрожать, а то боком вылезет. Удачи, еще раз, в следующий раз для беседы выбери кого-нибудь по уму и разуму подходящего для тебя, а то у меня на тебя веремени нет, работа ждет.

  2. О, да ты еще и хабалка! Смотри, чтоб этот учебник не повредил твой череп,хотя что переживать, мозгов- то там нет! Сытый голодного не разумеет. Засим откланиваюсь, и с подобными тебе считаю ниже своего достоинства дискуссировать. Живи радостно, отличница 192 школы!

  3. лично для Школяр, возьми сам или сама букварь и перечитай его, я уже не в том возрасте чтобы букварь читать, еще рот откроешь, этот букварь у тебя в одном месте окажется и посмотрим кто здесь еще горе-железнодорожница. зажигание у тебя позднее, беседа окончена. а унижают достоинства и позорят своих учителей, как раз такие как ты, для которых 2-ая школа самая лучшая, не позорьтесь, ваша школа ну ничем не лучше других школ, везде учат одинаково, и мозги у людей зависят не оттого в какой школе ты учился, а оттого как ты учился. и еще, как хочу так и высказываюсь, что хочу, то и пишу, и не тебе учить меня орфографии… удачи.

  4. Я смотрю, тут некоторых, которая «сама проучилась там 10 лет и поверьте умом не меньше других отличаюсь», отличаешься как раз его полнейшим отсутствием! Почитай букварь, научись правильно писать слово «по- моему», а то твое написание сильно смахивает совсем на другое слово, не позорь своих учителей и не унижай достоинства всех педагогов города, горе-железнодорожница!

  5. К слову, в том жд интернате обучались в том числе дети железнодорожников с малых станций, когда на всю станцию два дома, и никто школу для одного-двух детей организовывать не будет. Они там и жили, и учились. Лия, и Вам добра =)

  6. Эовин,перевать историю каждый может.Может она и была основана в 1913,но не как школа,а как жд интернат.Школой она стала намного позднее.А книжки я уж знаю какие читать.Ya, никто не говорит о том лучше школа или хуже. Дальнейшая дискуссия бессмысленна. Всем добра=))

  7. Лия, да будет Вам известно, что 192 школа основана не в 1923, историю города знать надо и книжки правильные читать всегда =)

  8. Лия, какая молодец, что книги читаешь, я не говорю что 192 и 6 школы лучше, лучше чем 2, я пишу лишь о том что не надо называть 2 школу, лучшей школой города и говорить о том что в других школах детей учат неучи

  9. Да будет вам известно,что 192 школа основана в 1923 году,а никак не в 1913!Историю города знать надо и книгу Попова Н.И читать иногда. А 6 школа самая лучшая потому,что мэр учился? Пустой это и непродуктивный разговор!

  10. и еще, для Не важно, почитайте на досуге, статью про 6 школу, ваша вторая с ней не сравнится…. Главное чтобы в школах обучали детей, правильно и давали самые высокие навыки, которые им в жизни потом пригодятся

  11. Для не важно, пишите бред, ей Богу смешно читать, может бой устроите еще за звание лучшей школы, не опускайтесь и не унижайтесь, вы наверное преподаватель этой школы, поэтому так яростно ее защищаете, ваша школа ну ничем не отличается от других школ которые имеются в нашем городе, и кстати, наверное материал для статьи — именно вы и подготовили, сходите в музей 192 школы и посмотрите какие люди там учились и кем они стали, не цепляйтесь к словам, все уже прочитали эту статью и забыли ее, так же как и вашу школу.

  12. to Неважно:
    Какие обиды могут быть? Всегда интересно читать про жизнь ВСЕХ наших школ, наоборот, я считаю, что писать про них нужно как можно чаще (и, желательно, про ВСЕ школы, а не про парочку центральных). Просто покоробила Ваша фраза, что «для города 100 летие 2 школы куда более важней», я склонна думать, что важны все школы, находящиеся на территории нашего города. И не думайте, пожалуйста, что в других школах нет учителей высшей и 1 квалификационной категории или отличников просвещения. А то, судя по Вашей фразе, у меня сложилось именно такое мнение, можно подумать в других школах работают сплошь неквалифицированные преподаватели.

  13. Уважаемые, 2 школа это школа в которой работают учителя высшей и 1 квалификационной категории, отличники просвещения РФ, и не каждый учитель со 2 школы пойдет работать в 1 или 9. Вам обидно что 2 школу напечатали а 192 нет? а тоже самое обидно и 2 школе что их не показали в местных новостях а 192, уделили половину эфира.

  14. Для не важно, и чем это вторая школа для города важней? Что за бред, смешно читать….. про нее помойму некогда нигде не упоминается, а упоминается про 1 — ую, 9-ую и 192 школу, так на заметку……192 школа нечем не хуже всех остальных школ, сама проучилась там 10 лет и поверьте умом не меньше других отличаюсь, чем другие которые учились в 2-ой школе, а то что она была железнодорожной, это еще раз подчеркивает то что, у школы есть завышенные наклонности к ж.д., и кстати я работаю на железной дороге и занимаю высокую должность, так что не надо гнобить другие школы города….

  15. to Неважно:
    Вы серьёзно? То есть, по-Вашему, есть школа важней или не важней? Или в 192, может, не учились городские дети? Или там учили как-то не так, из-за того, что она была «железнодорожной»? А она, знаете, еще и гимназией когда-то была. Повторюсь, любая городская школа ежегодно выпускает огромное количество умных, талантливых ребят, у которых есть возможность заявить о себе. И еще больше было выпущено ранее, тех кто уже добился чего-то в жизни. А заявлять вот так, что-де для города одна школа важнее другой, это неправильно. 192 школа — замечательная, с удовольствием подожду материала по поводу столетия.

  16. школа №192, ранее была железнодорожной школой, а 2 эта первая городская школа, а потом уже появились все остальные школы. Даже если она появилась на день раньше, то для города 100 летие 2 школы куда более важней

  17. УВАЖАЕМАЯ ГАЗЕТА ЗЕЙСКИЕ огни почему же вы не выпустили статью про день рождения школы номер 192 она являеться самой старейшей школой города на день раньше основаной чем вторая