Пятница, 10 мая, 2024

Справедливая зарплата для медработников

4
792

Выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) 12 января 2011 г. председатель правительства В.В. Путин заявил: «Недопустимо то, когда руководители учреждений только за свой начальствующий пост получают в разы больше, чем рядовые врачи и учителя. Мною дано поручение разобраться с такими «вилками» по зарплатам, а, к сожалению, такие случаи есть».

Сам факт того, что премьер обратил столь пристальное внимание на разницу в зарплатах рядового персонала и начальства говорит о многом. Но неоспоримо одно – сложная, а порой и конфликтная ситуация назрела в целом по всей стране. Случаи, когда львиная доля стимулирующего фонда делится между руководителем и его замами, не редки, в том числе и в нашей области. Недавно и губернатор Приамурья О.Н. Кожемяко был возмущён, узнав, что у главного врача горбольницы Благовещенска аж 12 заместителей, причём зарплата замов даже выше, чем зарплата министра здравоохранения областного правительства. «Что как минимум нескромно!» - отметил губернатор.

А что же у нас в городе? Если обратиться к цифрам сухой статистики, то мы знаем, что среднемесячная зарплата врачей в медучреждениях города в 2009 году составила солидные 29 тысяч рублей. Казалось бы, всё у нас в этом плане более чем благополучно. Однако в начале 2010 года работники МУЗ «Свободненская городская больница» обратились в прокуратуру г. Свободного с коллективным заявлением (23 подписи) о нарушении трудового законодательства по части начисления и выплаты заработной платы. В чём же дело? После документальной проверки Государственной инспекцией по труду, кроме прочего, были выявлены и установлены факты, когда в нарушение ст.133 Трудового кодекса РФ работникам начислялась заработная плата ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда - 4330 руб., и это при условии выполнения ими всех трудовых обязанностей и при отработанной норме рабочего времени. Для устранения данного нарушения начальником горздравотдела 13.07.2010 г. был издан приказ, согласно которому сделан перерасчет работникам МУЗ «Свободненская городская больница» и произведена доплата.

Кроме того, городским отделом здравоохранения был проведён анализ, и выявлено, что средняя начисленная номинальная заработная плата за 2009 год составила: у работников учреждений - 14922 руб.; у работников административно-управленческого аппарата учреждений - 68965 руб. За 2010 год: у работников учреждений - 15154 руб.; у работников административно-управленческого аппарата учреждений - 62715 руб. А начисленная средняя зарплата руководства МГБ в декабре 2009 года составила уже 75098 рублей! Данный анализ средней заработной платы учреждений здравоохранения показал, что зарплата работников административно-управленческого аппарата муниципальных учреждений здравоохранения выше рядовых работников за 2009 год - в 4,6 раза, за 2010 год - в 4,1 раза.

Одним словом, упомянутая, премьером «вилка» в зарплатах, к сожалению, имела место и в нашем городе. Но здесь надо сразу оговориться, что любое медучреждение - полностью независимое и самостоятельное юридическое лицо. Вмешиваться в их текущую деятельность ни горздрав, ни администрация города не имеют права. В связи с этим отделу здравоохранения пришлось не только вникать, но и влиять на ситуацию путём принятия местных нормативных актов, регламентирующих деятельность учреждений, в том числе, в части регулирования начислений как самих зарплат, так доплат и премий.

Конечно же, такие действия вызывают определённое недовольство и порой даже открытые конфликты. Но большинство медработников такую работу одобрило и поддержало. Поэтому для совместной работы над новыми документами из представителей трудового коллектива и руководства СГБ была создана рабочая группа, которая неоднократно собиралась и прорабатывала все возможные варианты. В итоге для изменения сложившейся практики, по согласованию со Свободненским городским комитетом профсоюза работников здравоохранения, в сентябре прошлого года было утверждено новое положение «О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Свободного», которым с 1 декабря 2010г. была введена новая система оплаты труда медработников.

В новой системе урегулированы порядок и условия оплаты труда работников всех категорий, порядок формирования фонда оплаты труда и начисления всех видов выплат и доплат. Утвержденное Положение обеспечивает справедливое распределение выплат между работниками с разным уровнем квалификации. Оплата труда руководителей, заместителей руководителей муниципальных учреждений отдела здравоохранения (размер должностного оклада, выплаты компенсационного и стимулирующего характера) будет устанавливаться в соответствии со ст.145 Трудового кодекса РФ органом местного самоуправления. А оценку выполнения целевых показателей эффективности работы медучреждений и премирование их руководителей, заместителей и главных бухгалтеров теперь осуществляет комиссия, утверждённая главой города, в состав которой входят представители профсоюза муниципальных учреждений, сотрудники лечебно-профилактических учреждений, заместитель главы города и сотрудники отдела здравоохранения.

Также вопрос по контролю за начислением премий и дополнительных выплат заместителям руководителей медучреждений решили путём перевода заместителей главных врачей всех лечебных учреждений в подчинение отдела здравоохранения городской администрации. Это позволит снять социальную напряжённость в коллективах, и избежать случаев, когда руководители и его заместители получают до 60 тыс. руб. премии, а рядовые врачи - 5-10 тыс. руб., не говоря уже о среднем и младшем персонале.

И теперь уже можно сделать выводы о первом опыте работы в новой системе оплаты труда по результатам декабря 2010 года: зарплата работников ЛПУ стала выше в среднем на 6 процентов, а зарплата сотрудников административно-управленческого аппарата снизилась на 20 процентов по сравнению с декабрём 2009 года.

И если коротко подвести первые итоги, то суть всех изменений при новой системе оплаты труда сводится к резкому усилению роли трудового коллектива при распределении стимулирующих доплат, что сразу показало свою эффективность и улучшило социальный климат в коллективе МУЗ СГБ. Но части представителей руководящего аппарата придётся смириться с более справедливой и открытой системой. Конечно же, описанные меры, возможно, будут корректироваться с учетом наработанного опыта, но у нас есть определённый запас времени для приобретения этого опыта, потому что над проблемной ситуацией, обозначенной В.В. Путиным в январе 2011 года, в нашем городе начали работать с лета 2010 года.

Начальник отдела

здравоохранения городской

администрации г. Свободного Е.В. Корчигина.

КОММЕНТАРИИ
  1. «»Наверное, не оппортунистов, а оппонентов»»
    Re: наверное да… оппортунист сам ветеран.

  2. Глав­ный врач МУЗ «Сво­бод­нен­ская го­род­ская боль­ни­ца» говорит правду,
    Начальник отдела здравоохранения городской администрации г. Свободного правду говорит частично и много передергивает… «средняя зарплата сотрудников мала, руководителей -велика и это правда».
    Остальное — прелюдия к смене главврача. Ветеран подковернной грызни пожирает оппортунистов методично и постоянно. Если во всех подразделениях хорошо, то зачем нужен «горздравотделъ» бестолковый бюрократический атавизм…

  3. О «справедливости и самостоятельности»

    В № 009 от28.01.2011г. газеты «Зейские Огни» была опубликована статья начальника отдела здравоохранения Е.В. Корчигиной о службе, подведомственной отделу здравоохранения. В статье начальник отдела здравоохранения сообщила в своем бессилии по регулированию работы подведомственных учреждений: «…любое ЛПУ — полностью независимое и самостоятельное юридическое лицо. Вмешиваться в их текущую деятельность ни горздрав, ни администрация города не имеют права» (цитата из статьи).
    На самом деле, система здравоохранения нашего города организована так, что главные врачи ЛПУ города не имеют возможности самостоятельно управлять лечебными учреждениями. Достаточно заглянуть в устав ЛПУ, и станет понятным, что ни одно решение главного врача не может осуществиться без согласования с отделом здравоохранения. Вплоть до того, что главный врач не имеет права покидать пределы города без письменного разрешения начальника отдела здравоохранения. В то же время, начальник отдела здравоохранения города не несет юридической, финансовой, административной ответственности, за все отвечают главные врачи.
    Централизованная бухгалтерия, обслуживающая ЛПУ, входит в состав отдела здравоохранения. Информацию о состоянии фонда заработной платы, или иных данных, связанных с работой бухгалтерии, главные врачи вынуждены в письменной форме просить в отделе здравоохранения и не всегда информацию можно получить вовремя.
    Взяв под свой контроль работу бухгалтерии, Е.В. допустила, что часть сотрудников ЛПУ получали заработную плату ниже МРОТ. Возникает вопрос: на ком лежит ответственность за нарушение законодательства?
    Средства фонда ОМС – это единственный источник финансирования, которым Е.В. не может самостоятельно распорядиться по своему усмотрению. Оплата труда за счет средств ОМС зависит от суммы заработанных средств учреждением, то есть, в каком количестве, насколько качественно была оказана медицинская помощь населению врачами и средним медицинским персоналом. Ситуация, когда заработная плата медицинских работников МУЗ СГБ была значительно ниже (2005-2008 годы), чем у работников других ЛПУ, видимо, устраивала Е.В., поскольку не было никаких нареканий в разнице заработной платы санитарки и руководства больницы. Ситуация перестала устраивать, когда заработная плата работников выросла.
    В течение полугода (4 квартал 2008 — 1 квартал 2009 года) приказы главного врача по премированию сотрудников начальник отдела здравоохранения запрещал к исполнению. В то же время, в других ЛПУ производилось премирование сотрудников.
    В декабре 2010 г. отдел здравоохранения, сумел убедить руководство города в том, что заместители главных врачей так же должны подчиняться только его начальнику и были внесены изменения в Уставы ЛПУ по смене работодателя у заместителей главных врачей. Теперь для того, чтобы отдать приказ заместителям, главный врач, должен обращаться с просьбой к начальнику отдела о выполнении его приказа. Это что, повысит оперативность и качество исполнения распоряжений главного врача заместителями и, как следствие, качество оказываемой медицинской помощи?
    Своей статьей Е.В. открыто хочет внести раздор в стабильно работающий коллектив, создать социальную напряженность, подорвать авторитет руководства учреждения.
    Стремясь к единовластию, Е.В. искажает факты, так, как ей выгодно. Если пускаться в подробные объяснения, то нужно публиковать серию статей, с объяснением по каждому абзацу, что и будет сделано.
    Надеюсь, что статья начальника отдела здравоохранения не является ответом главы администрации города по результатам встречи с ним представителей трудового коллектива МУЗ СГБ 12 января 2011 года.
    Своими действиями Е.В. вынуждает меня обратиться в суд для восстановления справедливости. Надеюсь, что в нашем городе имеются люди, которые разберутся в сложившейся ситуации в соответствии с законом.

    Главный врач МУЗ «Свободненская городская больница»
    С.С. Сластин