Россия готова обсуждать с партнерами по АТЭС передачу в аренду сельскохозяйственных земель Дальнего Востока. Программа из 20 проектов предполагает инвестиции на десятки миллиардов долларов, говорят в Минэкономразвития. Интерес к территориям проявили Вьетнам, Сингапур, Таиланд и Япония.
Россия предложит нескольким странам — членам АТЭС — Вьетнаму, Сингапуру, Таиланду и Японии — около 20 инвестиционных проектов по развитию сельского хозяйства в регионах Дальнего Востока, рассказал в четверг замминистра экономического развития Андрей Слепнев. «Мы дали ряд уже готовых инвестпроектов, проработанных и предложенных регионами. Мы предлагаем организовать в России переработку сельхозпродукции и экспорт ее в свои страны», — объяснил Слепнев.
Для освоения азиатским партнерам предлагаются большие площади российской территории — по некоторым проектам, до 150—200 тысяч гектаров. Объем инвестиций замминистра оценивает в десятки миллиардов долларов.
«Учитывая размер инвестиций, вложение должны быть долгосрочными, это не пять лет», — подчеркнул Слепнев, добавив, что в России законодательно разрешена долгосрочная аренда.
Среди возможных регионов пока обсуждается Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, где есть условия для производства сои, риса и других видов зерна.
«У нас есть свободные площади, свободные возможности, которые сейчас не используются, потому что там не так много населения. Это ресурсы сопоставимые по ценности с некоторыми углеводородными месторождениями. Их надо использовать, чтобы получать доходы и создавать платформу для других проектов», — подчеркнул Слепнев.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке не используется до 50% пахотных земель, а изменения климата, по экспертным оценкам, приведет к росту урожайности основных сельхозкультур на 11—14% в ближайшие 30—50 лет, рассказал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Евгений Канаев.
По словам замминистра, инвестпроекты для АТЭС Минэкономразвития и Минсельхоз вместе с регионами начали прорабатывать с середины прошлого года.
Вьетнам, Сингапур, Таиланд и Япония пока проявляют только «теоретический» интерес, запросы были именно со стороны Сингапура, который «хотел бы поучаствовать в этом», отметил замминистра.
По словам осведомленного источника, практика сдачи в аренду сельскохозяйственных земель Дальнего Востока уже реализуется в рамках более мелких инвестиционных проектов китайских агропромышленных компаний. В частности, на территории Еврейской автономной области размещены овощные плантации китайских фермеров.
В странах Азиатско-Тихоокеанского региона растет население, а возможности для ввода в сельскохозяйственный оборот новых земель и водных ресурсов для их орошения ограничены; размеры пахотных земель сокращаются; за последние десять лет ежегодный рост урожайности пшеницы и риса составил всего 1%, а кукурузы — 2%; благодаря росту доходов население начало потреблять больше мяса, нужно больше фуража для животноводства; развитие автопрома требует больше сельхозпродукции для производства биотоплива, особенно в условиях высоких цен на нефть, объяснил Канаев.
Тема продовольственной безопасности будет одной из приоритетных на сентябрьском форуме АТЭС во Владивостоке. По словам Слепнева, в рамках своего председательства Россия планирует обсудить регулирование продовольственных рынков, меры по снижению спекуляции сельхозпродукцией, по содействию внедрения новых технологий, оказанию взаимной гуманитарной помощи. «Россия будет предлагать инициативы по возможности доступа иностранных инвестиций в сельскохозяйственное производство. Со своей стороны, мы будем готовы предоставить возможности для инвесторов стран региона инвестировать в российский АПК в Дальневосточном и Тихоокеанском регионе», — сказал Слепнев, напомнив, что в отличие от некоторых стран сельскохозяйственные земли не считаются стратегическими объектами и нет ограничений по инвестициям в АПК.
Проблемы могут возникнуть с рабочей силой. «Россия не будет обсуждать вопрос иностранной рабочей силы в контексте некоего открытия границ для всех. Это для обсуждения на двустороннем уровне и с конкретными проектами», — подчеркнул Слепнев.
Но своих трудовых ресурсов может не хватить, и они неконкурентоспособны по сравнению с жителями Китая. «Российская рабочая сила Приморского края и Амурской области — это очень сильно маргинализированное население с высокой степенью алкоголизации и не очень эффективными трудовыми навыками. На фоне китайцев она очень дорогая», — считает директор региональных программ Независимого института социального политики Наталья Зубаревич. По словам эксперта, у России одно конкурентное преимущество — земля, но с неразвитой инфраструктурой, дефицитом электроэнергии и плохими причалами.